воскресенье, 5 сентября 2010 г.

Сердце "белой затворницы"



Уникальна судьба американской поэтессы середины 19 столетия Эмили Дикинсон.

Ее необычная форма стихов, в эпоху царства классицизма и строгих канонов в поэзии, сделала ее творчество непонятым для современников.

Только после смерти она снискала всемирную славу и признание (впрочем, как все гении).

Она писала стихи сердцем. У нее был свой почерк, свой стиль, свое "дыхание".

Эмили не вышла замуж, большую часть жизни она провела в затворничестве в доме отца, поэтому получила такое странное прозвище "белая затворница" (из-за любви к белым платьям).
Несмотря на "хаотичность и небрежность" (как выразился о ее творчестве Томас Хиггинсон - в то время авторитетный критик и литератор) строки ее стихов поражают искренностью  и силою, но главное то что они "живые" и "дышат".

Эта странная женщина, которая ощущала себя свободной только заперев дверь своей комнаты, никогда не знавшая  внешнего мира, но сосредоточившаяся на внутреннем мире, писала глубокие, полные чувств и экспрессии строки...

Мысль о том, что только жаждущий (голодный) может по-настоящему оценить вкус, и по-настоящему осознать ценность, после ее потери - таким было ее мироощущение, ее кредо, ее судьба...

Судите сами, вашему вниманию представляю несколько произведений, которые получили отклик в моем сердце:

505
Картину я не напишу.
Наедине с собой
Признаюсь — чуда мне
Не сотворить самой.
Нет, лучше поклоняться тем,
Чей несравненный Дар —
Рукою трепетной зажечь
Лучину — иль Пожар.

Я не смогу как Флейта петь.
Нет, лучше буду той,
Что — внемля Звуков волшебству —
Вдруг воспарит душой —
Воздушным шаром легким
Умчится ввысь и вдаль –
Связь с миром — как Струна — тонка,
Забыть о нем не жаль.

Не стать мне и Поэтом —
Ведь различать Слова
Бессилья, Счастья и Любви —
Сквозящие едва —
Не меньшая заслуга,
Хоть и прощай, покой!
Мелодий Огненный Металл,
Что ты б творил со мной!


1031
Судьба ударила – не сник он, 
Сбивала с ног – он устоял,
Насквозь пронзала Вертелами –
Он мук своих не выдавал,
Лишив Награды, уязвила –
В глаза он молча глянул ей.
Тогда она, вздохнув устало,
Признала – Человек пред ней.

1075
Нависли Тучи над полями.
Толкаясь, споря и крутясь,
Летят густые хлопья Снега
И тают, приземлившись в Грязь.

Обиженный, стенает Ветер,
Не затихая ни на час.
Природу – как и своих ближних –
Порой мы видим без прикрас.


Говорят «Время лечит» –
Нет, ему неподвластно страдание
Настоящая боль каменеет
Так же, как Кости, с годами.
Время – только проверка несчастия 

Если справилось с Горем –
Значит, мы волновались напрасно –
Значит, не было боли.


1864
Смерть -- это долгий разговор
Промеж Душой и Прахом.
'Все тлен!' -- гнет Смерть. Душа в ответ:
'Мне чужды Ваши страхи'.

Смерть смотрит в землю, а Душа,
Чтоб спор закончить длинный,
Как свой последний аргумент
Сняла пальто из глины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий